Бюджет ИП и ООО

Правила. Как составить бюджет моего бизнеса.

«А ты не путай свою личную шерсть с государственной!»

Кавказская пленница

Содержание

Введение

Личный и семейный бюджет — это доходы и расходы семьи. Бюджет компании — это финансы бизнеса. Когда компания – это небольшое семейное предприятие оба бюджета тесно переплетаются. Или, когда бизнес только зарождается, и новоиспечённый владелец компании, ещё не набрал достаточного опыта финансовой дисциплины, возникают трудности деления бюджетов. В этом таится серьёзная опасность! О разделении личных трат и финансов компании я расскажу вам сегодня.

История

История составления бюджета

История, с которой я начну эту статью, произошла ещё до того, как я стал самостоятельным предпринимателем. Это было в средней руки компании, в которой я занимал такую же средненькую, но уже руководящую должность. Компания динамично развивалась и на волне экономического подъёма 10-ти летней давности владельцы «нахватали звёзд с неба».

Одним сибирским утром, я был обрадован тем, что один из моих заказчиков рассчитался по выполненным нами работам. Этой оплаты я ждал без малого несколько месяцев. С радостью, я подготовил внутренние документы на расчёты с субподрядчиками, частными исполнителями и на свою премию. Передал бумаги на подпись. И начал мечтать, как потрачу премию с завершённого объекта. 

Через пару дней, когда пришла пора расчётов, я был очень сильно ошеломлён и огорчён. Выяснилось, что денег нет. Мне сообщили, что они потрачены на более важные и срочные для компании дела. Но так как компания была не большой и все, как водится, всё знали, я в тот же день узнал, что деньги просто взял для своих личных нужд один из владельцев компании.

Я не тот человек который будет сидеть и плакать в сторонке. С утра я пришёл к владельцу и сказал – «где мои деньги?».

Мы пообщались, и моя премия была выплачена мне в полном объёме наследующий день. Но с исполнителями и подрядчиками расчёта пришлось ждать ещё несколько месяцев. Да, владельцу компании виднее куда тратить его деньги. И он решил, что подрядчики его компании подождут. Но с ними общался по работе я, и средства за выполненную работу они требовали от меня. Мне же пришлось извиняться и транслировать множество липовых оправданий от руководства.

В тот момент я подумал, что если когда-то буду владельцем собственной компании я никогда не буду путать свои деньги и бюджет компании. Но я конечно же ошибался, ошибок избежать не удалось, но их значимость и размеры, благодаря этому уроку были значительно меньше.

Правила составлению бюджета компании.

Правила составления бюджета

Уже спустя пару лет, будучи владельцем собственного предприятия, я избежал подобных ошибок. Но не миновал других. О своих выводах из моих ошибок, совершенных начинающим предпринимателем, я вам и расскажу дальше.

Как вы поняли, я открыл своё дело. Маленькое дело – это небольшие бюджеты и небольшой штат, но очень много работы и полная самостоятельность. История, описанная выше помогла мне. Я не был столь беспечен и всегда рассчитывался с подрядчиками и кончено со своими работниками. Главное из правил бюджетирования, которое я для себя установил было:

«Сначала перекрой все расходы, рассчитайся с долгами, только потом считай средства условно свободными.»

Так и было. Но все же ошибок я не избежал. Серьёзные и не очень, непроводящие к критической ситуации и обернувшиеся серьёзными потерями – это были мои ошибки, и я на них учился. Рассказывать обо всех ошибках очень долго, да и будет мало пользы. Важны сделанные выводы, из собственной практики.

Спустя годы экспериментов и размышлений я вывел для себя правила бюджетирование своего малого бизнеса:

1. Никогда не путать свои деньги с деньгами компании. Не все деньги вашей компании ваши! Часть средств — это деньги работников, часть поставщиков и подрядчиков. А часть — это деньги самой компании, её «кровь», и если их извлечь, то компания заболеет, перестанет расти и развиваться или вообще может закрыться.

2. Всегда необходимо составлять бюджет на месяц и на год, можно и на более долгий срок. Держать бюджет в актуальном состоянии.  Кстати о составлении бюджетов вы можете прочитать тут. В принципе сходство семейного бюджета и бюджета малого бизнеса очень велики.

3. Обязательно надо учитывать и оставлять средства на развитие компании. Я считаю, что это должно быть не менее 30% чистой прибыли фирмы. Кстати, если вы не привлечёте эти средства в развитие, то у вас будет запас на случай стагнации и возможность получить новый толчок, когда вы преодолеете застой.

4. Если в вашей компании преобладают проектные, долгие продажи, надо очень аккуратно подходить к формированию расходного бюджета компании на время кассовых разрывов. Они неизбежны в компаниях подобного склада. Вы же не хотите закрыть успешную фирму только потому, что не рассчитали время между крупными сделками? Или одна две сделки сорвались, и вы не дотянули до третьей?

5. Всегда планируйте заранее крупные инвестиции в ваш бизнес. Накопить прибыль выгоднее, чем привлекать кредитные средства. Тем более копить – это не значит замораживать оборотные средства. Главное не растратить прибыль, сверх установленных для себя лимитов. При необходимости отдавайте предпочтения рассрочкам, а не кредитам. Кредиты брать очень хорошо подумав, и только на развитие и с большим запасом по обеспечению и для роста прибыли.

6. Изучите принципы бюджетирования и пользуйтесь автоматизированными средствами составления и ведения бюджета.

Не делайте бюджет на листочке!

7. Всегда контролируйте фактическое состояние и бюджет, вносите правки и держите ваши планы в живом состоянии. Запомните, ни один план сражения не пережил его начала. Так и бюджет – это план, а его исполнение – это жизнь.

8. Учитывайте риски. Определитесь для себя какой процент от оборота или от прихода вы выделяете на возможные риски и составляя бюджет считайте его с учётом данных рисков. Как простой пример можно взять текущую дебиторскую задолженность покупателей у торговых компаний. Риск просрочки оплаты или невозвратных долгов должен учитываться вами. Но риски могут быть разные для каждого вида бизнеса они свои.

Заключение

правильный бизнес бюджет

Бюджетирование компании и семейный бюджет. Это очень схожие процессы. Если вы не можете навести порядок в семейном бюджете и собираетесь открыть своё дело, то как вы будите управлять фирмой? Как получиться? Это ваше решение, но я советую повышать свои знания в этом направлении и практиковаться в бюджетировании. Стоит начать с себя.  Составлять и главное реализовывать хороший семейный бюджет, с учётом доходов, расходов, накоплений, инвестиций – это отличная тренировка в управлении финансами своего малого бизнеса.

Но как бы вы не планировали и не управляли бюджетами, все же помните главное правило: «Не путать свою личную шерсть с государственной ;)»

Поделиться:

Share on telegram
Share on whatsapp
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on email

Вам может быть интересно:

кето топпинги

Рецепты подборка №6. Хачапури. «Недо Гамбургер». Кето Топпинги.

Всем привет! Давно не было рецептов, а некоторые даже соскучились и написали мне об этом! Спасибо очень приятно. Сегодня в подборке будут простые, вкусные и легкие рецепты. Их можно приготовить 1 раз и есть несколько дней.
Итак, в кето рецептах на каждый день представлены:
1. Недобургер.
2. Кето хачапури
3. Подборка кето топингов

Читать »
Почему я не худею на кето

Почему я не худею на кето? Причины и решения.

Друзья, я обновил статью и добавил видео по теме преодоления плато на кето диете. Это видео расширяет материал статьи, но и в тексте можно найти для себя полезности. Идеально – это получить весь объём информации посмотрев видео и почитав текст. Знания – сила! Получив больше знаний вы справитесь со всеми неприятностями.

Читать »

Навигация по тегам

LCHF АзбукаИнвестора Бизнес ИнвестОтчет Кето Мотивация Обучение Полезное Психология Рецепты ФинГрамотность Фонда

Подписаться:

Лучшее: